Салаватская городская организация

Башкирской республиканской организации

Общероссийской общественной организации  

"Всероссийское общество инвалидов"

Как закалялась сталь: Ирек Зарипов о том, как стать сильным и почему государство не поддерживает спортсменов

Четырехкратный паралимпийский чемпион, лыжник и биатлонист Ирек Зарипов для многих живая мотивация. Он на своем примере смог доказать, что человеческие возможности безграничны. Лишившись в 17 лет обеих ног, он не лишился силы духа. Сегодня Ирек Зарипов депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Но на первом месте для него всегда семья.



– Откуда столько упорства и силы воли?

– Я с детства был упертый. Если что-то хотел, то добивался, несмотря ни на что. Конечно, это чувство привили мне родители. Но не думал, что моя жизнь будет такой бурной и яркой. Когда еще во дворе с мальчишками футбол гонял, думал, кем же буду. Когда начал взрослеть, то принял для себя решение, что, наверное, пойду по стопам родителей – буду работать на заводе. Так как с техникой всегда был на «ты», решил стать механиком.


"Учился на механика, а тут – бац! И без ног остался. Какой тут механик – ни в машине, ни под машиной ничего не сделаешь. Очень сложно было. Только через силу и труд все приходит. Всегда нужно поработать, ничего с неба не упадет. Мне тоже пришлось нелегко."


– Я искал себя долго. Сидеть в четырех стенах тоже было нельзя. Года два занимался всем, что было на тот момент в республике: армреслингом, настольным теннисом, дартсем, плаванием, тяжелой и легкой атлетикой.


Первые мои соревнования прошли в 2002 году. Это был чемпионат РБ по тяжелой атлетике. Позвонили за три месяца и сказали: «А не хотите попробовать себя?». На тот момент я вообще не занимался штангами, но все же взялся за это дело. На свое удивление занял первое место – поднял 90 кг. Хотя смысл соревнований был не в том, чтобы показать какие-то высокие результаты, здесь история, скорее, про социализацию и общение людей.


"Потому что когда ты сидишь со своей проблемой дома, никуда не ходишь, ни с кем не общаешься, то думаешь, что проблем, как у тебя, больше ни у кого нет. А тут, по сути, понимаешь, что все равны и ты не один."


С соревнований приехал другим человеком. Я решил для себя, чем буду дальше заниматься. А еще у меня появились друзья. Для меня как будто вся вселенная открылась.


Потом мне порекомендовали попробовать встать на лыжи. Со временем меня этот спорт просто затянул. Остальное забросил, потому что на 100 процентов отдавался лыжам. Мне многие говорили, что можно перетренироваться или перегореть. Но я считал, что лучше еще чуть-чуть потренируюсь, чтобы показать высокие результаты.



– Как началась ваша карьера в большом спорте?


– Я буквально три месяца покатался на лыжах как член сборной РБ, и меня сразу на соревнования повезли. В 2005 году выехал на этап Кубка мира в составе сборной России. Там была вся элита лыжных гонок. У меня был шок, страх. На всех смотрел, как они ездят, изучал технику. Но даже если слушал тренера, все равно пытался показать свое мастерство. Хотя у меня это плохо получалось. Но я быстро схватывал. Тогда занял пятое место. Это было начало пути в профессиональном спорте.


Приехал домой, а тут уже вовсю готовят команду лыжников на паралимпиаду в Турин. В течение года улучшил свои показатели и довольно быстро попал на соревнование. Со мной в комнате жил Владимир Киселёв (двукратный чемпион Паралимпийских игр 2006 года, двукратный призер Паралимпийских игр 2010 года – прим. ред.). Он выиграл две медали и так радовался. Я тоже радовался вместе с ним, но в то же время завидовал ему. Думал: когда же у меня медали появятся… Конечно, Владимир был достоин этого. Он несколько лет шел к победе. Хотя я тоже неплохо выступил для новичка – занял четвертое место. Это еще больше подстегнуло меня. Цель была обозначена.


"Были и взлеты, и падения, но, каждый раз падая, закалялся больше. Уже через год весь мир узнал мою фамилию."


Начал выступать со всеми звездами паралимпийского движения. Тяжело было. Но у меня была цель. Я патриот, мне нравилось выигрывать и приносить славу для своей родины. Когда держишь медаль, то понимаешь что эта заслуга за труд. Всегда говорил, что если поработал перед соревнованиями, то нечего бояться на старте.


– Как сейчас обстоят дела с паралимпийским спортом в Башкирии?

– Многие уже завершили карьеру. Паралимпийское лыжное движение сильно ослабло. Когда-то была большая делегация, около 12 человек выступали. Сейчас осталось очень мало спортсменов. После Сочи случился какой-то перелом. Из-за смены тренерского состава "не осталось людей, которые хотят поддерживать паралимпийцев."


Урезали финансирование, транспортное обеспечение. Теперь остались только летние виды спорта, но мы все равно ушли вниз по всем показателям. Но создание команды по хоккею меня радует, конечно.

В остальном все не очень хорошо. Например, мужскую команду биатлонистов не пустили в Корею. По олимпийским видам тоже дела не идут в Башкирии. Сегодня от нас представлен один паралимпиец и два олимпийца. Это плохой показатель. Сейчас идет тенденция развивать массовый спорт. Ничего против не имею. Это тоже нужно как оздоровление нации. Но в спорт высших достижений нужно вкладывать.


"В Уфе бесплатные спортклубы стали платными, и теперь многие не могут себе их позволить. Надо вытаскивать проблему на общественное слушание. Прошлый год был провальный."


И надо разбираться, в чем причина.

Будем вызывать все комитеты. Опять спросим, что будет в этом году. С Министерством спорта всегда у нас дебаты идут по данному вопросу. Бюджет у них сильно урезан, но все равно направление, где мы сильны, важно не потерять. В январе предоставили план на развитие спорта, на ближайшую пятилетку. В принципе, неплохо, перспективы есть.


– А условия для людей с ограниченными возможностями здоровья в Башкирии есть?

– Как координатор партийного проекта «Доступная среда» в РБ (И. Зарипов – член партии «Единая Россия» – прим. ред.), я занимаюсь этим вопросом давно. Нашей партией очень много сделано для людей с разными возможностями здоровья: парки малых городов, дворовые территории, две асфальтированные спортплощадки в Стерлитамаке. В этом году запланировали возрождать традицию хоккейных коробок. Потому что для детей это нужно. 


Проблемы, конечно, есть. Тех цифр, которые дает наше правительство, я на деле не вижу. Опять осталось непонимание, как реализовать программу «Доступная среда», хотя много лет уже пройдено.


"Все делается для галочки, не для людей. Доступная среда должна быть доступна везде."

Не только в административных учреждениях, но во всех магазинах и торговых комплексах. Будем дальше работать. Меньше слов, больше дела.



– Вы не задумывались о карьере тренера?

– Такие мысли у меня были. Но пока заниматься тренерством не буду. Сейчас все мое время уходит на политическую карьеру: езжу по городам, встречаюсь с жителями, читаю обращения. Очень много уроков мужества и патриотического воспитания провожу в школах и колониях. Пытаюсь мотивировать людей.

– Зачем вам это?

– Потому что люди, оказавшиеся в трудной ситуации, иногда просто опускают руки. Илидумают: «Почему этот дядя Петя мне не помогает?». Да потому что тебе, в принципе, никто не должен помогать.


Начни с себя, встань с дивана, узнай, где и чем можно заняться. Сейчас много онлайн-курсов, обучающих программ в интернете. В мое время не было таких возможностей, и я не знал куда податься.


Сегодня на своей странице в соцсети «Вконтакте» стараюсь писать, какие законы приняли для людей с ограниченными возможностями, какие у них права и льготы. В целом людям очень тяжело. Много проблем жилищного вопроса.

Но я не могу все решить. Но приятно, когда проблемы разрешаются. Если мне суждено еще здесь поработать, то буду работать. Силы у меня пока есть.


– Как жена относится к вашей политической деятельности?

– Лена говорит: «Главное – чтобы работа приносила мне удовольствие». Тем более сейчас я нахожусь рядом постоянно. А то во время подготовки к соревнованиями по 8-9 месяцев на сборах был. Не видел, как сын до 6-7 лет рос, да и дочь тоже. А сейчас всегда с ними.

– А как вы познакомились с женой?

– С Леной мы познакомились на городской елке. Мне было 15 лет, а ей 14. Стали общаться, дружить. Потом мы разбежались. Лет через шесть снова встретились на улице. Начали переписываться, созваниваться. Она меня таким и полюбила. Мы год встречались и поженились. А уже в 2008 году Айнур родился. В 2010 году – Диана, она у меня ванкуверская. (Дочь родилась в год зимних Олимпийских игр в Ванкувере, где Зарипов завоевал четыре золотые медали – прим. ред.).



– Детей отдадите в большой спорт?

– В первую очередь мы им объясняем, что важно получить образование. Мы детей никогда не заставляем делать что-то, всегда предоставляем право выбора. Они пробуют разные направления. Сын, как и я, тянется к технике. Дочь начала заниматься рисованием. Сначала вообще ничего не получалось, а сейчас как-то пошло, нравится ей.

Но потихоньку и к спорту приучаем. Айнур на плавание ходит, Дианка – на гимнастику, третий разряд получила недавно. Пока они еще маленькие. Дальше посмотрим, пойдут они в большой спорт или нет. В любом случае для здоровья это не помешает.


"Надо понимать: если ты хочешь стать профессионалом, то нужно пахать.Мы учим их быть трудолюбивыми и добиваться поставленных целей. Они в меня пошли, оба такие упертые. Сын более рассудительный, а дочь напролом идет, как я в молодости."